четверг, 19 сентября 2013 г.

Работа с натуральным деревом.

Почти все миниатюристы в своём творчестве проходят своеобразную эволюцию. Сначала они делают мебель из плотного картона, потом  наступает черёд фанеры, и, наконец, хочется попробовать натуральное дерево, с его красотой ничто не сравнится.

Но здесь есть проблема. Проблема доступности. Картон всегда под рукой, фанеру тоже раздобыть несложно. А вот натуральное дерево, да ещё подходящее для миниатюрной резьбы попробуй найди! Тем более в удобной форме - шпон 5мм.

Но если нет возможности купить по тем или иным причинам, то поможем себе сами! Вот моя "проба пера" в миниатюрной резьбе.




Этот материал я не покупала, а взяла у себя на даче.  Древесина не скалывается,  удобно прорабатывать мелкие детали и цвет очень красив - тёплый розово-охристый. После пропитки льняным маслом становится красно-коричневым, как экзотическое южное дерево. Что это такое?

Это яблоня. Да, одно из самых распространённых в наших садах деревьев. А значит, без проблем можно им запастись. Только я не призываю ради миниатюры спиливать живое дерево. Боже упаси!

Но время от времени приходится удалять отмершие ветки. Они-то нам и нужны, они в резьбе  даже лучше, чем живая древесина.

Дело в том (и это касается не только яблони), что живая древесина сохнет очень долго, годами. А набухшая от дождей, но мёртвая полностью высохнет за несколько суток.

С яблоней имею дело уже давно, прежде делала из спилов кулончики. Так что, какие-то особенности знаю.

Первый совет: как только спилите с дерева ветку (даже совершенно сухую), немедленно залепите торцы пластилином. Вот так.





Иначе очень быстро, меньше чем через час древесина начнёт растрескиваться. Яблоня этому особенно подвержена.



Ещё одна очень важная особенность, это то, что яблоня относится к ядровым породам. Проще говоря, у неё центральная часть ствола  (ядро) отличается по цвету и свойствам от периферической части (заболони). На фотографии это отчётливо видно.

поперечный спил

продольный спил

Я предпочитаю в резьбе ядровую часть, хотя заболонь использовать тоже можно.



В этом изделии видна граница между золотисто-жёлтой заболонью и красно-коричневым ядром. Считаю, что здесь это даже хорошо - видно, что дерево натуральное.

Но кроме заболони и ядра у яблони иногда бывает и сердцевина. Она белёсого цвета.


Вот сердцевину лучше не использовать. Она рыхлая, крошится. У старых деревьев она превращается в труху, выкрашивается полностью.

Вас, наверное, интересует, как я распускаю эти ветки, брёвна на досочки толщиной 5 мм? А очень просто, обычной пилой.



Да, вот такой вот, какой и все другие работы в саду делаю. Если получилось не очень ровно - ничего. подточить можно и потом снять все неровности в резьбе.

Эти миниатюрки можно использовать и для мебели, как резные накладки.





Но я пока нашла им другое применение - сделала из них кулоны.





Это ещё не всё из моего опыта работы с натуральным деревом. В следующий раз расскажу о другой древесине: о груше и сливе. А так же об инструментах.

5 комментариев:

  1. Анна!!!! Я потрясена!!!! Это моя мечта!!!!! Знаете, такое ощущение, когда читала ваш пост, что это мои мысли)) Мне очень интересна резьба!! Я даже грежу идеей заняться этим, и про деревья тоже думала садовские!!!!! Потрясающе!!!!! спасибо!!!!!! А то что вы пилой обычной на 5мм распиливаете яблоню, это своего рода, тоже высший пилотаж!!! Вот что значит желание!!! Идея как?! Всегда найдется!!!!!! Ваша русалка, солнце, жар-птица удивительные!! Буду ждать с нетерпением ваш следующий пост про инструменты!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Как интересно! Спасибо огромное за информацию! Я тоже собираюсь попробовать миниатюрную резьбу и уже давно набрала всяких веток и кореньев старых:)) надеюсь, что нибудь получится. Но до вас мне ооочень далеко!
    Анна

    ОтветитьУдалить
  3. О! Работа с натуральным деревом и моя мечта тоже. Всегда засматриваюсь на мебель 1:12 из дерева. Спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
  4. Привет, Анна!
    Спасибо большое за информацию! Очень интересно! Резьба замечательная!
    Татьяна

    ОтветитьУдалить
  5. А я уже представляю эту резную мебель из натурального дерева, да еще богато украшенную такими израсцами!!! Очень понравилась статься и ваши навыки очень интересны, тем-более, что проблема общая с нахождением материалов для миниатюры.
    Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить